Рекомендации педагогам и классному руководителю класса, где много учащихся с демонстративными чертами личности

Доминирующие чертами их характера является стрем­ление быть постоянно в центре внимания, причем иногда лю­бой ценой, беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда посто­янного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, по­клонения.

Привлекательные черты характера: коммуникабельность и целеустремленность, упорство и инициативность, находчивость и актив­ность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятель­ность и готовность взять на себя руководство, энергичность.

Слабое звеном этого типа личности: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более их вы­смеивание, что может привести к острым аффективным реакциям, включая изображение суицидпых попыток.

В силу особенностей своего характера демонстративные личности постоянно нуждается в многочисленных зрителях. Общаются, как правило, только с теми, кто явно или неявно выражает свое восхищение им.

Учеба для таких подростков часто лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят не учиться, а общаться, именно от этого они получает основное удовольствие. Чтобы привлечь внимание, им приходится не просто хорошо учиться, а учиться лучше всех, удивлять учителей своими способностями к разным предметам.

В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:

ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие подростка;

ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны ок­ружающих людей, а тем более сознательного игнорирования его личности;

ситуации критики его достижений, таланта или способностей;

ситуации, когда он вынужден оставаться в одиночестве или ог­раничить круг своего общения, поклонников;

ситуации, когда невозможно проявить себя в полной мере;

ситуации, когда он попадает в нелепое или смешное положение;

ситуации, когда нет ни одного яркого события и, главное, воз­можности проявить свои способности;

ситуации, в которых приходится находиться в постоянном пси­хическом или физическом напряжении.

Необходимо по­степенно преодолеть стремление быть в центре внимания окружающих.

Важно выработать у подростка представление о «демонстративности» своего поведения как доминирующей черте характера, а также умение распознавать ее у окружающих. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, постепенно учить подростка осмысливать свои мотивы, искать пути более ра­ционального удовлетворения своих желаний, приводить примеры приличном общении из жизни, литературный произведений, кинофильмов

Преодоление эгоцентризма является наиболее трудной задачей. В ходе бесед педагог необходимо пробуждать интерес ре­бенка к своим товарищам, родным и близким, другим окружающим людям. Нужно поощрять его рассказы о других, их успехах и достижениях.

Учитывая повышенное самолюбие и эгоцентризм таких подрост­ков, необходимо дать выход их эгоцентрическим устремлениям в социально полезной деятельности с учетом их действительных спо­собностей (участие в проведении дискотек и т. п.).

В этой ситуации проявления чрезмерной демонстративности хорошо работает следующий прием:

вначале педагог идет навстречу потребности подростка в повышенном внимании: часто хвалит его, делает в его адрес разного рода нейтральные замечания, обращает к нему свой взгляд, подходит к нему, смотрит в тетрадь и т.д. В результате подросток сразу же начинает лучше себя вести, возрастает продуктивность его учебного труда.

на втором этапе, когда закрепились положительные результат первого этапа, учитель обращает внимание на подростка только тогда, когда его поведение и деятельность соответствуют ожиданиям педагога, подкрепляя тем самым положительные сдвиги в его поведении, стараясь игнорировать рецидивы демонстративности.

на третьем этапе, когда положительные тенденции в поведении демонстративного подростка окончательно закрепились, педагог переходит к прерывистой схеме подкрепления, - обращает на него внимание лишь в ответ на проявления положительного поведения, постепенно увеличивая при этом интервалы между отдельными подкреплениями. Постепенно демонстративное поведение угасает.

Взаимодействие с возбудимым типом личности следует начинать только в периоды спада аффективного напряжения. Беседовать следует обстоятельно и неторопливо. Давать полностью выговориться. Сначала проявить внимание к положительным качествам, затем осторожно касаться отрицательных, но не давать отрицательной оценки этих качеств. Просто показать, какой вред они могут ему принести и убеждать уходить от раздражающих ситуаций.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть